Групповые антигены (факторы)



Интересно отметить, что для системы Лютеран существование второго антигена было предсказано заранее даже с такими подробностями, как ожидаемая частота.

Позднее для некоторых систем были открыты и третьи (и более) аллели, как, например, в системе Келл — Челлано, в которой в настоящее время насчитывается до 18 факторов.

В системе MN сначала были известны только 2 фактора — М и N.

Теперь в эту сложную систему входят 4 фактора: М, N, S, s. Из них антигены М и N составляют одну пару (2 аллельных гена), а антигены S и s — вторую пару. Вместе с тем антиген М связан с антигеном S, а N — с антигеном s. Все новые факторы открываются и в системе резус.

Отличительным свойством всех групповых факторов являются их изоиммунные свойства, т. е. способность вызывать образование иммунных антител при поступлении антигена в организм, не имеющий его. Такая иммунизация чаще всего наблюдается при ошибочном повторном переливании или другом способе введения резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту, а также при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом.

В ответ на поступление резус-антигена у реципиентов (или у беременных женщин) вырабатываются изоиммунные резус-антитела. Если в дальнейшем им будет перелита резус-положительная кровь, то это приведет к явлениям несовместимости, выражающимся в виде трансфузионных реакций и осложнений. Кроме того, резус-антитела, образовавшиеся у беременных женщин, проникая сквозь плаценту в кровоток плода, вызывают у него гемолитическую болезнь.

Подобная же ситуация с большей или меньшей частотой и тяжестью проявления складывается и при иммунизации другими групповыми антигенами.

Разные групповые факторы отличаются друг от друга по антигенной силе и, следовательно, по способности вызывать образование изоиммунных антител. Именно изо-иммунные свойства групповых антигенов определяют их значение для практической (клинической) медицины.

«Групповые системы крови человека и
гемотрансфузионные осложнения», М.А.Умнова

Смотрите также на тему: