Значение пубертатного периода в процессе «депсихопатизации» (Успеваемость в школе)



При нормальном интеллектуальном развитии успеваемость в школе часто была снижена из-за ослабления интереса к занятиям. В то же время появлялось стремление лучше разбираться в конкретных житейских делах.

Подобная психопатологическая картина была свойственна в той или иной степени в пубертатном возрасте всем обследованным.

Сглаживание психопатических особенностей — «депсихопатизация», как правило, начиналось после 16 лет. Возникающее в это время сексуальное влечение вызывало повышенный интерес к своей внешности и вместе с тем болезненную реакцию на низкую оценку ее другими. Одновременно с пробуждением интереса к лицам другого пола появлялось стремление к общению с окружающими, постепенно исчезала замкнутость.

На смену прежнему отсутствию собственных взглядов приходило стремление выработать свое личное отношение к жизни. Подростки, чувствуя, что они «стали взрослыми», «выросли», стремились к самостоятельности в суждениях и действиях, в яркой эмоциональной форме отстаивали свою независимость.

Особо следует подчеркнуть, что у всех обследованных в середине, а иногда к концу пубертатного периода появлялось отчетливо выраженное стремление к деятельности. Подростки говорили, что их «тянет» к труду, что «руки просят работы» и т. п. В связи с этим их поведение менялось: заинтересованные и удовлетворенные какой-либо работой, они уже не проявляли себя столь психопатично, как раньше.

«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: