Главная / Клиническая динамика неврозов и психопатий / К динамике неврозов, начавшихся в детском возрасте / Появление в структуре моносимптоматических расстройств у наблюдаемых больных

Появление в структуре моносимптоматических расстройств у наблюдаемых больных



Появление в структуре моносимптоматических расстройств астенической симптоматики обычно приводило к тому, что невроз как бы утрачивал связь с психогенией, в результате чего наступало «саморазвитие» болезни. Вначале в структуре астении преобладали двигательные невротические нарушения в виде суетливости, отвлекаемости и невнимательности.

При нарастании астении на первый план выступали повышенная утомляемость, вялость и слабость. По мере течения болезни присоединялись аффективные расстройства в виде раздражительности, вспыльчивости и нетерпеливости. Строгий распорядок школьных занятий вызывал у детей чувство напряжения, беспокойство и плаксивость.

Группа с реактивнофобическим дебютом в основном включала детей с характерологическими чертами пугливости и повышенной застенчивости.

Они росли тихими, скромными и робкими, не проявляли настойчивости и не могли отстаивать свои интересы. Под влиянием психических травм, а также при смене привычной обстановки у них легко уже в дошкольном возрасте возникали разнообразные невротические симптомы, среди которых первостепенное значение имели фобии: дети боялись темноты, животных, персонажей из детских сказок, не оставались одни в комнате, не отпускали от себя родителей.

У многих больных с началом учебы появлялись симптомы астении:
вялость и повышенная истощаемость. В дальнейшем астения приобретала сензитивнодепрессивную окраску.

Дети становились печальными, грустными, слезливыми и чувствительными. Временами они на более или менее длительное время впадали в состояние тревожной тоскливости. У части больных на первый план выдвигались мнительность, страх и опасения за собственное здоровье, мысли о болезни, что сопровождалось неприятными ощущениями в разных частях тела.

«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: