Невроз навязчивых состояний (Что же составляет картину болезни?)


26.01.2011

На основании наших наблюдений, которые подтверждают точку зрения многих исследователей, специально занимавшихся неврозом навязчивых состояний, этот невроз слагается из ряда симптомов, которые группируются в отдельные синдромы и фигурируют в картине заболевания в тесном взаимовлиянии. В наших наблюдениях невроз навязчивых состояний имел свое начало в двух планах.

У части больных заболевание манифестировало появлением синдрома навязчивых страхов, который в скором времени (особенно при большой интенсивности фобий) обрастал неврастеническим симптомо-комплексом. У больных, наряду с наличием навязчивых страхов, нарушался сон, появлялась раздражительность, непереносимость к резким звукам, быстрая утомляемость, снижение работоспособности. Дальнейшее течение болезни, как правило, характеризовалось взаимовлиянием навязчивого и неврастенического синдрома.

Это проявлялось, например, в том, что усиление навязчивых страхов сопровождалось ухудшением сна, уменьшением работоспособности, усилением утомляемости, раздражительности и т. д. И в тех случаях, когда удавалось путем лечебных воздействий улучшить у больных сон, это всегда сопровождалось смягчением фобических проявлений.

У другой части больных неврастенические явления предшесвовали возникновению навязчивого синдрома, и фобии возникали как бы уже на готовом неврастеническом фоне. Следует подчеркнуть, что этот неврастенический фон не носил, однако  характера выраженного комплекса симптомов, образующих неврастению, как заболевание. Неврастенические явления скорее укладывались в картину переутомления, общей астении, вытекающей из предварительной соматической ослабленности, вынужденного недосыпания, переутомления, эмоционального напряжения.

С появлением синдрома навязчивых страхов неврастенические явления становились сопутствующими симптомами, которые усиливались по мере усиления навязчивых проявлений и смягчались при ослаблении фобии.

Таким образом, синдром навязчивых страхов в наших наблюдениях никогда не являлся единственным синдромом в картине заболевания, а всегда сопровождался неврастеническими симптомами той или иной выраженности, что совпадает с данными М. И. Серединой, М. М. Труновой, А. А. Портнова и Д. Д. Федотова.

«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: