Научное наблюдение и обыденная фиксация явлений



Научное наблюдение от обыденной фиксации явлений отличается систематичностью, целенаправленностью с опорой на определенную педагогическую концепцию, аналитическим и комплексным характером. Как и любой метод исследования, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки.

Наблюдение позволяет изучать объект в его целостности и расчлененности, в его естественном функционировании. Результаты правильно организованного наблюдения не зависят от субъективных намерений изучающих.

Опрос

К методам опроса относятся беседы, интервью (устный опрос), анкетирование (письменный опрос). Каждая из этих форм имеет свои особенности.

Метод беседы по своей сути является направленным наблюдением, сконцентрированным вокруг ограниченного круга вопросов, представляющих важность для данного исследования.

Эффективность беседы зависит от опыта методиста, уровня его теоретических знаний, искусства постановки вопросов и даже личного обаяния. Содержание и ход беседы зависят от характера исследовательских задач. На качество информации оказывает влияние эмоциональная и мотивационная значимость для больного, вовлекаемого в беседу, тех предметов, которых касаются в беседе.

Исследовательская цель и тема беседы могут не совпадать. Желательно, чтобы цели исследования не были известны участникам беседы во избежание преднамеренного искажения ответов. Подготовка к беседе предполагает предварительное определение ее цели и содержания, наличие тщательно продуманного плана.

План не должен представлять собой формальный перечень вопросов. Вопросы могут быть как целевые, так и поддерживающие. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые вопросы необходимы для решения основной задачи исследования. Целевые вопросы могут принимать различную форму в зависимости от состава участвующих в беседе и условий проведения.

Весьма ценным для исследователя является умение использовать косвенные пути для получения интересующих его материалов. Благоприятным обстоятельством следует считать личный контакт исследователя с испытуемыми. Весьма полезно для исследователя и умение уточнить интересующие его факты во время беседы.

Разновидность беседы — интервью, как правило, должно предшествовать анкетированию. Анкетирование находит широкое применение в педагогических исследованиях. Анкетирование представляет собой письменный опрос больных.

Оно может осуществляться двумя способами:

  1. заочное анкетирование, когда анкета заполняется опрашиваемым в отсутствие исследователя;
  2. очное анкетирование, при котором заполнение анкеты производится самим исследователем со слов опрашиваемых.

Метод анкетирования обладает рядом преимуществ: быстрота опроса большого количества обследуемых лиц; возможность получить такие сведения, которые не могут быть получены с помощью других методов; проведение опроса без непосредственного участия исследователя (сами больные могут стать активными организаторами опроса); удобство применения методов математической обработки.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, по этому ее конструкции и все компоненты должны быть предельно ясны для опрашиваемого.

Наиболее важным фактором, влияющим на содержание получаемой информации, является общий план опросного листа.

«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

Смотрите также на тему: