Главная / Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения / Принципы обучения физическим упражнениям в восстановительном лечении

Принципы обучения физическим упражнениям в восстановительном лечении


Лечебную физкультуру в восстановительном лечении необходимо рассматривать как составную часть комплексного лечения больных. Своевременное и рациональное применение физических упражнений в занятиях с больными, оперированными на органах пищеварения, способствует не только успешному проведению операции, но и благоприятному течению восстановительных процессов в послеоперационном периоде.

На занятиях ЛФК больные обучаются выполнять комплексы физических упражнений; следовательно, обучение пациентов — важный педагогический процесс. Занятия ЛФК являются совместной деятельностью методиста и больного, обучающегося комплексам физических упражнений. В ходе этих занятий больной овладевает навыками самостоятельно выполнять комплексы физических упражнений.

Очевиден двусторонний характер обучения, всегда включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания и обучения; этот процесс предполагает различные виды самостоятельной формы работы больного.

В педагогическом процессе соблюдаются дидактические принципы. Дидактические принципы выражают закономерности обучения. Вопрос о Принципах — один из самых злободневных и традиционных в дидактике, так как различно понимаемся не только сущность каждого из принципов, но и определение их значимости в обучении.

Реализация принципов дидактики на занятиях ЛФК способствует улучшению качества обучения физическим упражнениям, что повышает эффективность применения физических упражнений в восстановительном лечении. Методика ЛФК тогда ведет кратчайшим путем к цели и успешно решает поставленные перед ней задачи, когда она полностью основывается на дидактических принципах, которые выражают методические закономерности педагогического процесса.

При обучении комплексам физических упражнений в восстановительном лечении необходимо пользоваться дидактическими принципами в следующем порядке: сознательность и активность, наглядность, индивидуальность, систематичность, результативность.

Именно эти принципы в комплексе выполняют вполне определенные функции.

Принцип сознательности и активности. Среди перечисленных выше дидактических принципов ведущее значение принадлежит принципу сознательности и активности.

Успех восстановительного процесса во многом зависит от сознательности и активности самих пациентов, их отношения к занятиям ЛФК. Данный принцип является прямой противоположностью формализму, ведущему к механическому заучиванию комплексов физических упражнений, без понимания их сути.

Принцип сознательности и активности имеет для больного особое значение, так как от последнего требуется умение самостоятельно выполнять комплексы физических упражнений в восстановительном лечении. Без сознательного и активного участия больного в обучении физическим упражнениям не может быть успешного обучения.

От сознательного отношения больного к обучению, от волевых усилий и упорства зависит успех восстановительного лечения.

Больного следует знакомить постоянно не только с предстоящими задачами ЛФК, но и с целями и задачами отдельных физических упражнений.

Очень важно разъяснить ему на занятиях, в беседах и консультациях, как влияет конкретное физическое упражнение на функциональную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, нервной системы.

«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

Систематичность означает созданную и логически продуманную систему обучения больного комплексам физических упражнений в восстановительном лечении. Принцип систематичности в ЛФК осуществляется: правильной последовательностью обучения больного ключевым знаниям в области лечебной физкультуры; организацией самостоятельной формы занятий комплексами физических упражнений. Наблюдения и опыт показывают, что большинство больных занимаются физическими упражнениями нерегулярно. После выписки из стационара, как правило, больные…


Применение наглядности приводит к достаточно хорошим результатам в том случае, если она будит активную мысль обучающихся. Этому способствует правильное сочетание средств наглядности со словом методиста, направляющим восприятие больного и дающим толчок к самостоятельным размышлениям. Правильное использование средства наглядности активизирует мыслительную деятельность больного. Формы наглядности: информационная иллюстрация: фотоснимки комплексов физических упражнений по периодам восстановительного лечения, с…