Принцип наглядности



Применение наглядности приводит к достаточно хорошим результатам в том случае, если она будит активную мысль обучающихся. Этому способствует правильное сочетание средств наглядности со словом методиста, направляющим восприятие больного и дающим толчок к самостоятельным размышлениям. Правильное использование средства наглядности активизирует мыслительную деятельность больного.

Формы наглядности:

  1. информационная иллюстрация:
    • фотоснимки комплексов физических упражнений по периодам восстановительного лечения, с их подробными описаниями;
    • задачи ЛФК в предоперационном, послеоперационном и постгоспитальном периодах;
    • перечень возможных послеоперационных осложнений в раннем и позднем периодах со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и других систем;
    • результаты влияния физических упражнений на показатели частоты пульса, артериального давления, внешнего дыхания и функции желудочно-кишечного тракта в динамике до и после операции;
  2. показ методистом комплексов разучиваемых физических упражнений, необходимых пациенту в раннем послеоперационном периоде;
  3. демонстрация выздоравливающего как конкретный пример положительных результатов восстановительного лечения;
  4. доведение до каждого больного сведений о положительных результатах влияния физических упражнений на функции его сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем по периодам восстановительного лечения;
  5. размноженные комплексы физических упражнений по периодам — подготовительный, послеоперационный и пост- госпитальный — для каждого больного с методическими примечаниями.

Предложенные формы наглядности взаимосвязаны и по своему действию переходят одна в другую. Наглядность для методиста является общим условием реализации принципов обучения больного физическим упражнениям. А наглядность для больного значительно повышает у него интерес к самостоятельной форме занятий физическими упражнениями в восстановительном лечении.

Принцип индивидуальности

Индивидуальный подход в условиях коллективного обучения комплексам физических упражнений ориентирует на создание благоприятных условий для активной работы группы больных.

Правильное выполнение комплекса физических упражнений зависит от уровня физической подготовленности пациента, клинической картины и стадии заболевания. Необходимо дифференцирование самостоятельных заданий не только в различных периодах восстановительного лечения, но и с учетом возраста, особенно для пожилых и стариков.

Индивидуальный подход к обучению больного физическим упражнениям подразумевает необходимость систематического контроля со стороны методиста ЛФК за действиями больного. Это позволяет методисту знать, как воспринимаются больным его объяснения и показ упражнений, как осваивает пациент комплексы физических упражнений.

Внимательное, сосредоточенное наблюдение за каждым больным во время занятий ЛФК в течение всего курса восстановительного лечения характерно для квалифицированного методиста.

Высококвалифицированный методист ЛФК всегда видит динамику результатов восстановительного лечения, помогает своевременно больному, который испытывает трудности при занятиях лечебной физкультурой.

Соблюдение методического условия индивидуальности как в подготовительном, так и в послеоперационном и постгоспитальном периодах является залогом эффективности применения физических упражнений.

«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

Смотрите также на тему: