Частный случай (Больной Ч,. 1941 года рождения)


Больной Ч,. 1941 года рождения. Обращение в диспансер в возрасте 7 лет.

Данные анамнеза: беременность и роды у матери протекали нормально. Вес при рождении 8 фунтов. Был криклив, грудь взял на вторые сутки.

8 двухнедельном возрасте перенес диспепсию в тяжелой форме. В возрасте одного года — воспаление легких в тяжелой форме с потерей сознания.

В полтора года — тяжелая ветрянка. В возрасте двух лет тяжелая корь и вслед за этим грипп и пневмония с температурой 40, с бессознательным состоянием и психомоторным возбуждением. Плохой сон до 3 лет. Ходьба к одному году, речь к двум годам. Энурез до 5 лет.

Начиная с детского сада беспокоен, капризен, назойлив. (Добивался выполнения своих желаний тем, что ходил неотступно за матерью и неистово кричал).

В целенаправленных детских играх не принимал участия. Если же играл, то вносил в игру элементы дезорганизованности (был крайне двигательно расторможен, суетлив, повышенно возбудим, начинал драться и плакать). В школе с 7 лет.

«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Между тем, все сильнее нарастало желание заняться чем-то дельным и «по способностям». Представлял себе различные профессии, перебирал в уме многие варианты. В концеконцов решил, что ему, «математику» и «физику», следует эти специальности объединить в одно целое. В 1956 г., закончив 8 классов, поступил в машиностроительный техникум, где преподавали и физику, и математику. Чувствовал «радостный подъем»….


Неврологическое состояние: легкий тремор сомкнутых век и пальцев вытянутых рук в позе Ромберга. Красный дермографизм. Органических симптомов нет. Как видно из данного наблюдения, обследуемый в раннем возрасте перенес несколько тяжелых соматических заболеваний с мозговыми осложнениями. Патологические черты характера начал проявлять с раннего дошкольного возраста — был моторнорасторможен, капризен и повышенно возбудим. В школьном возрасте психопатическое…


Учился плохо из-за моторного беспокойства и крайней недисциплинированности. Объяснений учителя не слушал, во время уроков выскакивал из-за парты, громко смеялся, грубил учителю. При попытках урезонить его — швырял сумку, тетради и т. п., рвал и кусал на себе одежду, кричал до хрипоты. На переменах непрерывно дрался. Легко аффективные вспышки. На высоте аффекта иногда отмечались обморочное…


Неврологическое состояние: удовлетворительная реакция зрачков на свет, легкая асимметрия лицевой иннервации, высокие коленные рефлексы. Был выписан с диагнозом: патологическое развитие личности на фоне резидуальной органики (в связи с цепочкой инфекций в раннем детстве). Катамнестические сведения через 13 лет. С 11 до 14 лет продолжал оставаться очень трудным ребенком. По словам матери: «Не было дня, чтобы…


Вечерами не сидел дома («Носился во дворе как угорелый до поздней ночи»). Летом нередко залезал в комнату по водосточной трубе. Несмотря на повышенную потребность к беготне на воздухе, товарищей у него не было. По словам тетки, которая очень хорошо его знает, он был «одинокий сорвиголова». Со сверстниками не дружил. Родители не припомнят, чтобы в этот…


В осенние и зимние месяцы был бодрее, в то время как летом и особенно весной замечал «усиление лени» — тогда все казалось «постылым». Весной особенно часто болела голова, бывали головокружения. Настроение в это время было еще более тяжелым («Тоска непроглядная»…). Был замкнут и ипохондричен. Делом не занимался, а думал «о разных посторонних вещах»… Был неуверен…


В период между 16-ю и 17-ю годами стала заметной потребность к общению. («Тянуло к людям»), В это же время пробудившееся половое любопытство все более захватывало его. Иногда перед сном, стоило закрыть глаза, как начинал отчетливо видеть женские фигуры. Эти грезы не давали заснуть. «Мечты о женщине» мешали заниматься учебой. Несколько раз пытался знакомиться на улице,…