Климатические колебания настроения
В осенние и зимние месяцы был бодрее, в то время как летом и особенно весной замечал «усиление лени» — тогда все казалось «постылым».
Весной особенно часто болела голова, бывали головокружения. Настроение в это время было еще более тяжелым («Тоска непроглядная»…). Был замкнут и ипохондричен. Делом не занимался, а думал «о разных посторонних вещах»…
Был неуверен в своих силах и возможностях. Возникали горькие мысли: «Зачем существую?», «Кому такой нужен?»…, «Никто не полюбит» и т. п. Считал себя хуже других.
Доставляло своеобразное удовольствие представлять себя несчастным, всеми покинутым. Иногда даже хотелось, чтобы ктонибудь обидел, задел, оскорбил. («А я бы только улыбнулся и сказал: «Ты прав, товарищ!»). Временами же появлялось каксето протестующее, негодующее на себя чувство. Думалось: «Нельзя быть хлюпиком, надо доказать, что ты не ноль, а единица»… И тогда появлялась «злость на себя», «играло самолюбие», хотелось быть не хуже других.
Родственники отмечают, что обследуемый в возрасте 15—16 лет стал «тише», «скромнее». Меньше бегал по улице, «все больше с книжкой сидел»…, но вместе с тем проявлял неустойчивость во всех своих намерениях, действиях и поступках. Одновременно увлекался многим, но интересы не были стойкими, не доведя до конца начатого дела, переходил к другому. Читал много, но без системы и плана — «что под руку попадет». За уроками сидел подолгу, но толку от этого большого не было — учился посредственно.
Иногда же «как волна какая на него нахлынет» — с жаром принимался зубрить уроки и получал пятерки, или брался за рисование — «малевал» какие-то виды, пейзажи, копировал открытки. Но быстро остывал и ничем не занимался. В «хорошие» периоды был по отзыву тетки «симпатичным мальчиком», «когда хотел, мог произвести хорошее впечатление». В разговоре был довольно остроумен и находчив, проявлял себя как занимательный собеседник.
«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева