Частный случай — больной Е., 27 лет


Больной Е., 27 лет, по специальности мастер-краснодеревщик, женат. Отец умер в глубокой старости от кровоизлияния в мозг; по характеру был возбудимым, злоупотреблял алкоголем, вел беспечный образ жизни, в состоянии аффекта наносил сам себе ножевые ранения, рвал на себе белье, избивал родственников, терроризировал соседей; жестоко наказывал детей, морил их голодом. Мать — добрая, общительная, тяжелопереживала конфликты в семье, часто плакала, умерла якобы от побоев мужа.

Обследуемый — от первой беременности, протекавшей при удовлетворительном самочувствии матери. Роды в срок, нормальные. Закричал сразу. В грудном возрасте был спокойным. Развивался в нормальные сроки, рано начал ходить и говорить. Перенес корь, краснуху, скарлатину.

Рос дома, непосредственный уход за ребенком осуществляла мать. До 6 лет ребенок был дисциплинированным, послушным, общительным, ласковым, охотно играл с детьми, считался умным, сообразительным мальчиком.

Однажды среди ночи проснулся от крика матери, которую душил пьяный отец, громко закричал, вступился за мать. После этого случая стал бояться отца, с тревогой ожидал его прихода, не ложился в постель до тех пор, пока не заснет отец, появились ночные страхи, во время сна часто вскрикивал, звал мать или долго не мог уснуть.

В дальнейшем стал бояться темноты, не оставался один в комнате, изредка отмечались случаи энуреза. Постепенно развивались повышенная обидчивость, упрямство, стал плаксивым.

«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

С момента посещения школы педагоги обратили внимание на то, что в классе ребенок излишне суетлив, отвлекаем и невнимателен. Иногда во время урока вставал с места, ходил по классу. В ответ на дисциплинарные замечания начинал плакать. Постепенно снижалась успеваемость, в 3-м классе был оставлен на второй год. Нарастали двигательная расторможеиность, суетливость, становился нетерпеливым, беспокойным, капризным. В…


Лечился амбулаторно по поводу невротических реакций. В пубертатном возрасте поведение мальчика характеризовалось повышенной раздражительностью и возбудимостью; повышал голос в разговоре с родителями и педагогами, часто плакал по незначительному поводу. Нередко жаловался на слабость и головные боли, отмечались головокружения. Плохо засыпал, отмечался энурез. Временами был скучным и тоскливым. В это время высказывал суицидальные мысли. Вступал в…


Незаметно для себя и окружающих «увлекся этой работой», «смастерил для себя стол, шкаф, стулья», стал обращать внимание на свою внешность, хотел быть в глазах окружающих «смелым, сильным и здоровым», появились «сексуальные интересы». Вступил в спортивную секцию, «получил спортивный разряд». Вместе с тем продолжительное время беспокойно и тревожно спал, особенно плохо засыпал, иногда отмечались неприятные ощущения…