Жизненные обстаятельства
Первое обстоятельство — крайне тяжелое детство с большими материальными невзгодами. Помнит себя очень бедно одетым и голодным ребенком. Достойно внимания то, что в период нужды больная никогда не жаловалась, терпела молча, но при первом удобном случае стала работать и сразу же зарекомендовала себя дисциплинированной и толковой работницей.
Второе обстоятельство — это продолжительная работа на химическом заводе, где ей приходилось просеивать соду от стекольного мусора. В течение 3 лет (за 4 года до второго приступа) больная по 8 ч в день имела тесное соприкосновение со стеклом, но никогда не испытывала страха занести осколки в дом или уколоться ими во время работы. Все меры защиты сводились к обычному встряхиванию спецодежды и перемене обуви, как это проделывали и все остальные рабочие цеха.
Начало первого приступа характеризовалось нарушением сна, учащением сердцебиения, повышенной потливостью, раздражительностью. Не понимая еще своего болезненного состояния и приписывая все усталости, больная как-то на улице увидела бедно одетого, изможденного вида незнакомого человека.
Когда же ее взгляд упал на его рваные носки и голые пятки, то ее внезапно охватило чувство такой острой жалости, что она даже заплакала. После этого случая стоило ей увидеть бедно одетых людей, как сразу же возникала реакция плача с последующим длительным размышлением над предположительно горестной судьбой незнакомцев. В течение долгих месяцев больную не покидала эта навязчивость, что и заставило врачей направить ее к психиатру.
Можно думать, что данная реакция острой жалости со слезами и с последующими размышлениями по поводу предположительной тяжелой судьбы случайно встреченного незнакомого человека не должна была бы возникнуть в обычных условиях у личности активной, с твердым характером, стойко перенесшей много собственной нужды.
«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева