Реакция больной на бедного человека
Описанная реакция у данной личности, с нашей точки зрения, может быть расценена только как парадоксальное реагирование на случайные и кратковременно действующие психотравмирующие раздражители, не имеющие прямого отношения к больной.
При втором приступе непосредственным толчком к возникновению навязчивого страха стекла послужило также случайное и очень незначительное событие. При виде разбивающегося далеко от нее на улице стеклянного пузырька больная дала острую реакцию испуга с последующей тщательной чисткой своей одежды и мытьем продуктовой корзины, которую имела при себе в момент получения травмы. Данная реакция испуга зафиксировалась и в течение последующих 10 лет больная испытывала страх стекла.
Ясно, что как в первом, так и во втором случае в основу содержания навязчивых переживаний у больной Б. Е. легли случайные, слабые и кратковременно действующие раздражители.
Представляется бесспорным, что реакция испуга при виде разбивающегося пузырька на далеком расстоянии у женщины, много лет до этого спокойно проработавшей среди груды стекольного мусора, может быть расценена только как неадекватная, парадоксальная реакция.
Таким образом, в приведенном наблюдении, как и в некоторых других, аналогичных, имеет место фиксация первично неадекватной реакции испуга.
Интересно все же, что создало эту неадекватную реакцию испуга на те раздражители, воздействию которых в прошлом больная Б. Е. так интенсивно подвергалась, проявляя при этом спокойную выносливость.
Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, можно найти лишь в особенностях периода, предшествующего как началу, так и рецидиву болезни.
«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева