Общее состояние
Общее состояние продолжало ухудшаться: усиливались одышка и утомляемость при физической нагрузке, наблюдался цианоз губ и акроцианоз, развилась мерцательная аритмия. В возрасте 38 лет вынужден был оставить работу, был переведен на инвалидность.
Примерно с того же времени стали возникать своеобразные расстройства сознания: внезапно становился как шальной, не понимал, где находится, что с ним происходит, все вокруг казалось измененным. Иногда испытывал в это время обманы восприятия. Так, однажды увидел себя сидящим на недостроенной заводской трубе, в другой раз видел, как санитарка собирала половики с пола хотя на самом деле этого не было. Критическое отношение к этим переживаниям сохранялось.
Последние два года перед поступлением в хирургический стационар стал забывчивым, рассеянным, нередко отвечал невпопад, переспрашивал. Плакал, если что-либо казалось обидным. Усилились и участились головные боли и головокружения.
В таком состоянии был стационирован для обследования и хирургического лечения.
При обследовании в стационаре активно вступает в контакт, жалуется на большую раздражительность и повышенную утомляемость. Во время беседы волнуется, краснеет, покрывается потом, часто говорит раздраженным тоном, усиленно жестикулирует. При упоминании о своем болезненном состоянии начинает плакать.
Считает себя тяжело больным, убежден в том, что помочь ему может только операция. Заявляет, что если операцию отменят, он больше двух недель не протянет. Настаивает на ускорении операции, но опасается, что в последний момент нервы сдадут. Просит полечить нервы. Активное внимание быстро истощается. Рассеян. Часто переспрашивает. Формальных нарушений памяти и интеллекта не отмечается. Преобладает пониженное настроение. Нередко не может сдержать себя, резко разговаривает с персоналом. Ночной сон поверхностный. Часто бывают устрашающие сновидения. По ночам иногда испытывает удушье, в связи с чем просыпается в страхе.
«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева