Главная / Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения / Воспитательное действие физических упражнении

Воспитательное действие физических упражнении


Воспитательный процесс больного со стороны медперсонала должен проходить ежедневно, систематически в течение всего курса до и послеоперационного лечения. Обучение комплексам физических упражнений, сами занятия ЛФК, лекции-беседы, повседневные консультации и т. п. являются важным фактором воспитания пациента, развития навыков самостоятельной формы занятий физическими упражнениями и укрепления его психических и волевых качеств.

По разработанной нами методике 66,7 % занятий лечебной гимнастикой больной выполняет самостоятельно во время пребывания в стационаре [Дмитриев А. Е., Маринченко A. Л., 1986].

Поэтому с первого дня поступления в стационар с больными уже идет воспитательная работа, цель которой — привить необходимые навыки к самостоятельной форме занятий физическими упражнениями. Последние пациент выполняет в течение дня и вечера.

Начиная с момента обучения комплексам физических упражнений методист воспитывает сознательное и активное отношение больного к занятиям ЛФК. Чем активнее проходит самостоятельная форма занятий физическими упражнениями, тем быстрее наступает адаптация к физическим нагрузкам.

Пациента зачастую надо убеждать в необходимости занятий ЛФК, умении самостоятельно контролировать физическую нагрузку по частоте пульса и оценивать ее по субъективным ощущениям в предоперационном периоде с тем, чтобы он мог пользоваться этими навыками в послеоперационном и особенно в постгоспитальном периодах. Для самостоятельной формы занятий физическими упражнениями больному, методисту при обучении необходимо развивать волевые качества пациента.

Именно в процессе воспитания формируются волевые качества, складываются определенные взгляды пациента на значение ЛФК в восстановительном лечении.

Воспитание воли осуществляется постепенно в процессе овладения комплексами физических упражнений. Это также обусловлено особенностями самих упражнений, природой самой деятельности восстановительного лечения, наличием в упражнениях препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления определенных волевых усилий и сопровождается положительными эмоциями больного.

Воля проявляется в сознательных действиях больного, связанных с приложением волевых усилий. При встрече с препятствием в занятиях физическими упражнениями у больного могут возникнуть определенные трудности.

Они подразделяются на две группы: трудности деятельности, т. е. сложности комплексов физических упражнений, и трудности личного порядка. Трудности деятельности мешают ее осуществлению непосредственно в силу недостаточного физического развития, т. е. степени физической подготовленности пациента.

А трудности личного порядка оказывают сопротивление при выполнении физических упражнений через ухудшение психического состояния больного («не хочется», «устал», «боится», «не уверен», «страшно» и пр.).

«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

К основным волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, самообладание, самостоятельность. Каждое из них имеет типичные признаки, выражающие особенности управления больного самим собой, своими действиями. Самостоятельная форма занятий физическими упражнениями воспитывает больного, делает его дисциплинированным, любознательным, добросовестным и т. д. В процессе обучения больного комплексам физических упражнений и умению самостоятельно контролировать физическую нагрузку по частоте пульса…