Волевые качества



К основным волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, самообладание, самостоятельность. Каждое из них имеет типичные признаки, выражающие особенности управления больного самим собой, своими действиями. Самостоятельная форма занятий физическими упражнениями воспитывает больного, делает его дисциплинированным, любознательным, добросовестным и т. д.

В процессе обучения больного комплексам физических упражнений и умению самостоятельно контролировать физическую нагрузку по частоте пульса и субъективным ощущениям создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного формирования навыка к самостоятельной форме занятий физическими упражнениями.

Развитие этих способностей требует от больного настойчивости, систематического труда. Систематические занятия прививают ему сознательную ежедневную потребность к этим занятиям.

Эта форма занятий развивает у него уверенность в своих возможностях, что крайне необходимо как в предоперационном, так и в послеоперационном и постгоспитальном периодах восстановительного лечения. Воспитательные действия физических упражнений создают атмосферу доверия между больным и методистом.

Педагогический такт — одна из существенных характеристик мастерства методиста ЛФК. Он выражается в высоком моральном отношении к пациентам. Педагогический такт осуществляется различными средствами, методами и приемами, с помощью которых происходит воспитательное воздействие на больного. При этом общий тон и стиль общения методиста ЛФК с пациентом характеризуются доброжелательностью, уравновешенностью, уважением к личности больного, требовательностью и доверием к нему.

Методист должен обладать наблюдательностью. Это важный момент для познания индивидуальных особенностей личности пациента. Внимательность — умение понять психическое состояние пациента, проявить к нему отзывчивость, заботливость, снять неблагоприятные переживания.

В период пребывания в стационаре у больного возникают различные вопросы, с которыми он обращается к методисту за консультациями, методическими рекомендациями и т. д.

о время бесед, консультаций надо заинтересовать пациента и убедить его в том, что он много может сделать для самого се я, т. е. пробудить интерес к его самовоспитанию.

Беседы, консультации проводятся методистами с больными ежедневно по всем интересующим их вопросам ЛФК, поведения в предоперационном, послеоперационном и постгоспитальном периодах.

Вышеизложенное дает основание считать, что ЛФК наиболее эффективна тогда, когда соблюдается единство лечебных и воспитательных действий физических упражнений в восстановительном лечении.

В ЛФК нельзя рассматривать изолированно друг от друга лечебное и воспитательное действие физических упражнений. Это единый механизм воздействия физических упражнений на организм человека.


«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко