Ритуалы защиты



Ритуалы защиты, которые мы предпочитаем называть символической защитой, мы никогда не наблюдали при неврозе навязчивых состояний и придерживаемся того мнения, что извращение оборонительных реакций до степени их абстрагирования (как это имеет место при ритуальных действиях) выходит за пределы возможных патологических проявлений, присущих неврозу навязчивых состояний.

Нарастание интенсивности защитных действий при неврозе навязчивых состояний, несмотря на их адекватность в отношении сигнального значения патогенного раздражителя, фактически проявляется грубо неадекватным поведением больных. С утяжелением заболевания больные уже не ограничиваются пассивным уходом от травмирующих раздражителей, а прибегают к материальному истреблению всего того, что хотя бы в отдаленной степени сигнализирует о патогенном раздражителе. Зачастую в свои защитные мероприятия больные вовлекают и окружающих.

Например, при страхе загрязнения или заражения они по многу раз заставляют своих близких мыть руки, перестирывать чистое белье, выбрасывать хорошие вещи, которые на их взгляд были в соприкосновении с грязью или инфекцией и т. п. Подобные действия, в основном не часты и мы встречали их только у очень тяжелых больных.

Эти проявления защитных действий в виде истребления и вовлечения мы расцениваем как активно-оборонительные реакции, свидетельствующие о грубом растормаживании ранее отдифференцированных и заторможенных реакций. В этих случаях больные как бы утрачивают способность дифференцировать свои действия, подчиняя все без разбора фобическим переживаниям.

Не случайно, что именно эти больные становятся особенно нетерпимыми в быту, так как их поведение граничит с нарушением социальных норм.


«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: