Страхи больных


26.01.2011

Боясь соприкосновения с инфекционными больными, они в то же время боятся есть хлеб, принесенный из булочной, т. к. предположительно (но в пределах реального) продавец хлеба, через кассу и чеки может оказаться передатчиком инфекции.

Таким образом, между раздражителем и реакцией создается, хоть и отдаленная и даже предположительная, но прямая связь, что говорит за чрезмерную генерализованность, но все же адекватность оборонительных действий в адрес сигнального значения патогенных раздражителей. В силу этого, защитные действия у больных неврозом навязчивых состояний условно названы нами прямой защитой.

Поскольку наблюдавшиеся нами больные неврозом навязчивых состояний в своих оборонительных реакциях, направленных в адрес патогенных раздражителей, никогда не выходили за рамки прямой защиты, то мы считаем целесообразным ввести это клиническое понятие, в корне отличающееся от широко распространенного и недифференцированно применяемого термина ритуал защиты.

Прямая защита в случаях страха смерти может выражаться в постоянном обращении к врачам, в самощажении, в боязни прикосновения к вещам, бывшим в употреблении заразных больных, в соблюдении режима питания, в постоянном пребывании около близких и надежных людей и т. д. и т. п.

Ритуал же защиты при навязчивых страхах имеет совершенно иную качественную характеристику. В случаях, например, страха смерти он может осуществляться в виде своеобразных движений, произнесении определенных слов, иногда в особой последовательности их, и в других самых разнобразных и внешне причудливых поступках, но имеющих в представлении больных защитные свойства, шифр которых известен только самим пациентам.

Это не прямое защитное действие и не рудимент его, а лишь символ защиты.


«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: