Эксперимент



Эксперимент — важнейший научный метод. Он дает возможность выявить эффективность тех или иных методик ЛФК для получения научных фактов и установления объективных законов восстановительного лечения. Сущность эксперимента заключается в преднамеренном создании определенных условий для изучения хода влияния физических упражнений в восстановительном лечении на функциональную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Экспериментатор вмешивается в методику, изолируя одни условия, исключая другие, усиливая или ослабляя третьи, чтобы вскрыть внутреннюю закономерность явлений, выявить эффективность того или иного метода.

Опыт показывает, что для ЛФК в настоящее время особенно важны экспериментальные исследования, позволяющие активно вмешиваться в изучаемые явления, совершенствовать методику. В экспериментальной группе методика осуществляется по программе, разработанной экспериментатором; в контрольной — без его вмешательства. Разница между сдвигами в обеих группах говорит об эффективности исследуемой программы.

При изучении эффективности новых методических приемов группы должны быть идентичными. Через определенный промежуток времени производится оценка изменений, происходящих в экспериментальной и контрольной группах, и полученные данные сравниваются с исходными. Одновременно выявляется разница между сдвигами в обеих группах, говорящая об эффективности исследуемого фактора.

Перед основным экспериментом целесообразно провести предварительное исследование с небольшим количеством испытуемых, «проиграть» контрольные испытания, порядок проведения и ход основного эксперимента. Полученные данные обработать и скорректировать план последующей работы.

Предварительное исследование позволяет избавиться от досадных ошибок, «чище» провести основной эксперимент.

Моделирование

Широкое применение в педагогических методах исследования находит прием сравнения и особенно аналогия — специфический вид сравнения, позволяющий устанавливать подобие явлений.

Аналогия дает основание для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта другому. Тогда более простой по структуре и доступный изучению становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня — метода моделирования.

Модель — вспомогательный объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. Модельное же представление отдельных сторон или структур обучения практикуется уже довольно широко.

Моделирование в теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную компоновку, т. е. моделирует потребное состояние изучаемой системы.

Создаются модели-гипотезы, вскрываются механизмы связи между компонентами обучения (например, связи между овладением знаниями), на основе которых строятся рекомендации и выводы, проверяемые эмпирически.

Проверенные модели-гипотезы превращаются в научные теории, во многом сохраняющие свой модельный характер.

Особым видом моделирования, основанным на идеализации, можно считать мысленный эксперимент. В таком эксперименте человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.

Несмотря на огромную трудность конструирования идеальных объектов в педагогике, ввиду сложности педагогических явлений, необходимость их построения и использования для проникновения в сущность изучаемого становится все очевиднее.

Педагогическая цель присутствует на всем протяжении курса восстановительного лечения как ориентир и как стимул деятельности. При изучении конкретного материала цели обучения воплощаются в частных учебно-воспитательных задачах, направленных на достижение ближайших образовательных и воспитательных перспектив.

Воплощение в жизнь запроектированной нормативной модели есть действительное обучение физическим упражнениям, а его отражение в сознании методиста — приближенная мысленная копия действительного обучения больного физическим упражнениям.

Из всей совокупности факторов, влияющих на определение конкретных задач обучения, можно выделить три основных: цель образования, содержание и логика изучаемого, уровень знаний обучаемых.

Представленные педагогические методы исследования помогают комплексно проанализировать и дать научную оценку принципам обучения, определить педагогические задачи и найти практические пути повышения эффективности применения физических упражнений в восстановительном лечении при операциях на органах пищеварительного тракта.


«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

Смотрите также на тему: