Педагогические методы исследования


22.01.2013

Процесс обучения физическим упражнениям на занятиях ЛФК, его логика и структурные части — очень сложен.

Как же обучать на занятиях ЛФК? Какими положениями, правилами, закономерностями следует пользоваться в обучении комплексам физических упражнений?

Любая наука стремится, прежде всего, открыть объективные законы, действующие в определенной области, в которых отражаются существенные и необходимые связи, определенные тенденции. Эти законы являются теоретической основой для выработки основных положений, правил, нормативов практической деятельности в обучении физическим упражнениям. Мы применяем дидактические принципы обучения физическим упражнениям.

В целях систематизации принципов обучения больных физическим упражнениям, определения эффективности новых методических приемов в занятиях ЛФК мы использовали следующие педагогические методы исследования: наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование.

Наблюдение — очень широко распространенный метод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной части более сложных методов. Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими их людьми.

Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения, на изучение изменений в объекте в течение определенного времени.

При организации наблюдения должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Объектом наблюдения служит сам процесс деятельности методиста и больного, о ходе и результатах которого судят по словам, действиям по выполнению заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение внимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях и взаимоотношениях. Планирование помогает выделить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Выводы наблюдений могут выделяться по различным признакам.

По признаку временной организации различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему — широкое и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления и отдельных объектов. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдение невключенное или включенное.

В первом позиция исследователя открыта, и больной, особенно вначале, ощущает неудобство, понимая, что за ним наблюдают. Это в определенной степени может искажать естественный ход исследования. Поэтому выгоднее позиция включенного наблюдения, когда исследователь выступает участником деятельности, например ведет занятия ЛФК, проводит консультации, беседы, что делает его исследовательскую позицию скрытой.

Наблюдающий всегда воспринимает наблюдаемое в свете определенных представлений о его назначении, содержании. У него имеется определенная совокупность ожиданий, какая- то, пусть контурная и не очень определенная, модель изучаемого.

Вот почему важна первоначальная концепция наблюдаемого, система представлений о его компонентах и связях.

«Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения»,
А.Е.Дмитриев, А.Л.Маринченко

Смотрите также на тему: