Главная / Новости медицины / Компьютерная томограмма может повысить риск развития рака груди

Компьютерная томограмма может повысить риск развития рака груди

09.01.2013

Компьютерная томограмма может повысить риск развития рака груди

Использование медицинского визуализирования в последнее десятилетие стало довольно популярной практикой. По данным нового исследования, оно несет в себе определенную угрозу – проведение множественных компьютерных томограмм сердечной системы и грудной клетки может повысить риск развития рака груди.

Как показало предварительное исследование, этот риск выше у молодых женщин. К примеру, у девушек младше 23 лет, которые прошли две высокодозированные компьютерные томограммы сердечной системы и грудной клетки, риск развития рака груди в течение 10 лет удваивается.

«Существует представление о том, что медицинская визуализация является панацеей, однако женщины должны знать о существующих издержках, — говорит ведущий автор исследования Ребекка Смит-Биндман, профессор радиологии, а также эпидемиологии и биостатистики применительно к медицинскому визуализированию из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. – Если обследование необходимо, то риск, как правило, оправдан. Если обследование не требуется, то лучше его избежать».

При этом она говорит, что в целом риск, которому подвержены женщины, мал. На 100 000 молодых женщин, прошедших две томограммы, приходится восемь случаев рака груди. Этот показатель, по словам Смит-Биндман, вырос.

Исследование должно быть презентовано во вторник на ежегодном собрании Радиологического общества Северной Америки в Чикаго. Оно включает в себя информацию по радиационному воздействию, подготовленную на основе базы данных «Group Health insurance» («Групповое страхование здоровья»). Ученые провели изучение дозы облучения при проведении компьютерной томограммы по более 1600 женщинам в период с 2000 по 2010 г. и использовали техники статистического моделирования для оценки средней дозы облучения, которую они получили.

Исследователи выявили, что компьютерная томограмма стала более популярной. В 2000 г. на 1000 участвующих женщин приходилось 100 томограмм. К 2010 г. этот показатель увеличился до 192. Почти половина томограмм в 2010 г. подвергла воздействию облучения область грудной клетки. Доза радиации может розниться в зависимости от конкретного обследования, проведение томограммы сердца или грудной клетки требует более высокой дозы радиации.

Обследования из области ядерной медицины, по данным исследования, также подвергают пациента риску развития рака груди. Несмотря на то, что уровень ядерного сканирования (сканирование с использованием небольшого количества радиоактивных составляющих) за последние 10 лет снизился, около 84% из таких обследований в 2010 г. подвергли облучению грудную клетку.

«Ткань молочной железы очень чувствительна к радиации, поэтому специалисты, проводящие томограмму, должны обращать внимание на дозу радиации и использовать, когда это возможно, специальное программное обеспечение для ее снижения», — говорят Смит-Биндман и ее коллеги.

Ричард Морин, профессор радиологической физики в клинике Майо в Джексонвиле, штат Флорида, согласен, что очень важно ограничивать радиационное воздействие ненужных компьютерных томограмм. «Если обследование на самом деле необходимо, то польза от него во много раз превышает риск облучения», — говорит Морин, который не принимал участия в исследовании.

«Мы не хотим напугать пациентов, — добавляет он. – Риск развития рака груди в данной группе очень низок. Я бы не хотел узнать, что пациент не прошел нужное ему обследование из-за страха потенциального риска, и болезнь, которой он страдает, не обнаружена».

Морин добавляет, что важно учитывать, что авторы исследования использовали статистическое моделирование, а не актуальную информацию по дозе радиации, и что большинство центров сегодня используют дозы, которые гораздо меньше, чем 10 лет назад. «Очень сложно использовать расчетные дозы и сопоставить их с риском», — говорит Морин.

В другом исследовании, представленном на заседании, были опубликованы положительные новости о маммографии. Объем излучения, который распространяется на близлежащие участки (рассеянное излучение), такие как щитовидная железа, слюнные железы, хрусталик глаза, грудина и матка, очень мал.

«Рассеянное излучение от маммограммы минимально, это приводит к минимизации риска, которому подвержен пациент», — пишет автор исследования из медицинского центра Пенсильвании Херши.

«Использование защитных приспособлений для щитовидной железы (во время маммограммы) для снижения риска более не рекомендуется», — говорят авторы. Такие приспособления могут снизить качество проводимой маммограммы. В исследовании приняли участие 100 женщин, которые носили специальные устройства для измерения уровня рассеянного излучения в других частях организма.

Данные и заключения, представленные на медицинском собрании, необходимо считать предварительными до опубликования их в медицинском журнале в сопровождении комментария независимого эксперта.

medicinenet.com