Основы учения И. П. Павлова
Диалектический материализм учит рассматривать все явления в природе во взаимосвязи и взаимозависимости. Учение И. П. Павлова о единстве организма с внешней средой дает естественнонаучное подтверждение диалектическому материализму. Правильно понять различные изменения в живом организме можно только в том случае, если рассматривать его вместе с окружающей средой. Окружающая среда постоянно изменяется, заставляя организм приспосабливаться к новым условиям.
Изменяется температура внешней среды в сторону понижения — организм реагирует усилением процессов теплообразования (усиливаются процессы окисления — сгорания) и уменьшением теплоотдачи, температура внешней среды повышается — уменьшается теплообразование и увеличивается теплоотдача. Появляется во внешней среде опасность для самого существования живого организма — и вот уже мобилизованы все органы и системы центральная нервная система и органы чувств, железы внутренней секреции и мышцы — все в напряжении.
Усиленная работа органов обеспечивается усиленным питанием благодаря энергичной деятельности органов кровообращения и дыхания и мобилизации всех резервов: увеличивается количество циркулирующей крови за счет выхода ее из депо и скорость кровотока в результате усиления и учащения сердечных сокращений, запасы гликогена в печени превращаются в глюкозу и доставляются кровью к мышечным и другим клеткам, обеспечивая их усиленное питание, и т. д.
Если во внешней среде все спокойно — организм отдыхает, работа всех органов и систем перестраивается на экономный режим: сокращения сердца и частота дыхания урежаются, скорость кровотока замедляется, из клеток тела удаляются отработанные продукты обмена и работоспособность их восстанавливается. Человек не только приспосабливается к условиям внешней среды, но своим трудом активно воздействует на природу, подчиняя и изменяя ее в нужном ему направлении. Таково диалектическое понимание единства организма и окружающей среды в физиологическом учении И. П. Павлова.
В русской медицинской науке выражением идеи единства организма с окружающей средой является профилактическое направление — основное в советской медицине. В реакции организма на окружающую среду принимает участие не один орган или система, как это видно из приведенных выше примеров, а весь организм, все его ткани и регуляторные механизмы включаются в борьбу за восстановление равновесия.
Это принцип целостности организма. Учение о целостности организма возникло и развивалось в борьбе с теорией «целлюлярной (клеточной) патологии» немецкого ученого Ф. Вирхова.
«Общий уход за больными», Е.Я.Гагунова
Смотрите также на тему:- Санитарное содержание столовой и кухни
- Дезинсекция
- Организм как сумма клеток
- Лечебно-охранительный режим
- Предупреждение иатрогении
- Медико-санитарная часть
- Включение выздоравливающего в активную жизнь
- Обязанность поликлинической медицинской сестры
- Патронажная сестра
- Дежурная медицинская сестра
- Устройство лечебных учреждений
- Оборудование помещений в стационаре и поликлинике
- Режим лечебных учреждений
- Освещение и отопление
- Вентиляция
- Санитарный режим
- Предупреждение внутрибольничного заражения