Полиены
Полиены — антибиотики полиеновой структуры (нистатин, амфотерицин В и др.) действуют на патогенные грибы, повреждая цитоплазматическую мембрану — осмотический барьер клетки. Полиены связываются с эргостерином — основным компонентом мембраны дрожжей, грибов и простейших, что повышает ее проницаемость. Цитоплазматические мембраны клеток млекопитающих содержат преимущественно холестерин, с которым полиены реагируют в меньшей степени. Однако полиены, в особенности амфотерицин В, могут повреждать цитоплазматические мембраны животных клеток. Так, в частности, амфотерицин В может разрушать эритроциты человека вследствие связывания со стериновыми группами на поверхности этих клеток. Устойчивость к полиеновым антибиотикам зависит от изменения структуры стеринов цитоплазматической мембраны грибов, которые теряют способность связываться с препаратом, либо обусловлена нарушением проницаемости клеток.
Антибиотики — ингибиторы синтеза белка и функции рибосом
Этот тип механизма действия свойствен широко используемым в клинике группам антибиотиков — хлорамфениколу, аминогликозидам, тетрациклинам, макролидам.
Хлорамфеникол (левомицетин) действует на белковый синтез микробной клетки, связываясь с 503-субъединицей рибосом. Действие это является обратимым: при прекращении контакта клетки с антибиотиком белковый синтез восстанавливается, что объясняет бактериостатический эффект хлорамфеникола. Антимикробное действие антибиотика не зависит от фазы роста микроорганизма, при достаточной концентрации и продолжительности экспозиции происходит разрушение рибосом, выход из клетки макромолекул и ее лизис. Воздействие хлорамфеникола на белковый синтез клеток млекопитающих несколько отличается от наблюдаемого в отношении бактерий. В клетках млекопитающих антибиотик не воздействует на белковый синтез на уровне рибосом, но может блокировать прикрепление РНК к рибосомам. В терапевтических концентрациях хлорамфеникол подавляет белковый синтез на уровне митохондрий, в частности, клеток костного мозга.
Аминогликозиды
Представители группы аминогликозидов — стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., являясь ингибиторами белкового синтеза, связываются с определенными белками, входящими в 30S-субъединицу рибосом бактериальных клеток, что приводит к дефектам «считки» кода m-РНК и включению необычных аминокислот в пептидную цепь. Однако этот эффект не является решающим в механизме действия антибиотиков. Выраженный бактерицидный эффект аминогликозидов, видимо, связан с нарушением механизмов связывания рибосом с т-РНК и образованием дефектных инициационных комплексов. Действие аминогликозидов на клеточную стенку является вторичным, связанным с нарушением функций рибосом. Транспорт аминогликозидов в клетку осуществляется в результате связывания их с мембранными структурами и образования комплексов с хинонами, способных проникать в клетку. Имеется прямая зависимость между содержанием хинонов в бактериальных клетках и чувствительностью к аминогликозидам.
«Рациональная антибиотикотерапия»,
С.М.Навашин, И.П.Фомина