Создание эксперементальных моделей нервных срывов


25.01.2011

Уже в самом начале создания экспериментальных моделей нервных срывов И. П. Павлов подчеркивал относительность изолированности больных пунктов и доказал при этом существование тесного взаимоотношения так называемых локальных и диффузных нарушений высшей нервной деятельности.

Это положение И. П. Павлова было в свое время перенесено А. Г. ИвановымСмоленским в клинику, и клиникоэкспериментально была раскрыта патофизиологическая сущность невроза навязчивых состояний.

Таким образом, было обосновано закономерное сосуществование двух типов динамических нарушений высшей нервной деятельности, имеющих свое отражение в клиническом сосуществовании синдрома навязчивости и неврастенического симптомокомплекса.

Дифференциально-диагностические критерии невроза навязчивых состояний, несмотря на кажущуюся синдромологическую ясность этого невроза, не всегда легко уловимы в клинической практике.

Особенно трудно бывает отдифференцировать этот невроз от психастении в тех случаях, когда первой психастенической декомпенсации не предшествуют яркие проявления тревожно-мнительного характера.

Как уже было показано в некоторых наших работах, посвященных сравнительной характеристике динамики навязчивого синдрома при различных заболеваниях (1961), в ряде случаев психастении интенсивность навязчивого синдрома может временно перекрывать собственно психастенические, т. е. облигатные, проявления болезни так же, как и навязчивые сомнения иногда заслоняют фобические переживания в картине невроза навязчивых состояний (1965).


«Клиническая динамика неврозов и психопатий»,
под ред. проф. В.В.Ковалева

Смотрите также на тему: