Осмотр полости рта
Для осмотра полости рта медицинская сестра берет прокипяченный шпатель, предлагает больному сесть (если для этого нет противопоказаний) и открыть рот. Оттягивая шпателем губы и щеки, она осматривает сначала слизистую оболочку преддверия, а затем и полости рта: десна, язык, подъязычное пространство, твердое и мягкое небо, небные дужки, небные миндалины.
Надавив шпателем на корень языка и попросив больного сказать «а», можно лучше рассмотреть поверхность небных миндалин и заднюю стенку глотки. Если возникает необходимость детального осмотра глотки и гортани, пользуются специальным (гортанным) круглым зеркальцем. Осмотр полости рта и особенно миндалин и глотки требует усиленного освещения, которое создается лампой-рефлектором или карманным фонариком и может быть усилено лобным рефлектором.
Туалет полости рта (протирание зубов, промывание полости рта) входит в обязанности сестры. При некоторых заболеваниях слизистой оболочки полости рта назначают смазывание ее, которое должна уметь сделать сестра. Прокипяченный шпатель, пинцет и несколько стерильных ватных тампонов укладывают в прокипяченный лоток. Из флакона отливают небольшое количество лекарства в плоский стеклянный сосуд.
Больного просят открыть рот, берут пинцетом ватный тампон, смачивают его лекарством и с помощью шпателя прикладывают тампон к пораженному месту слизистой оболочки, затем берут свежий тампон и прикладывают его к другому месту поражения. Сестра также должна уметь взять мазок со слизистой оболочки полости рта и носа на посев микрофлоры. Для этого существуют стерильные пробирки, внутрь которых помещен стерильный ватный тампон, укрепленный на проволочке, пропущенной через пробку пробирки. Для посева обычно берут отделяемое язвы или налеты с миндалин, небных дужек.
Пробирка со стерильным тампоном
Положение ребенка при исследовании полости рта и зева
Больного усаживают перед источником света и просят его широко открыть рот. Взяв в левую руку шпатель и прижав им корень языка больного, сестра правой рукой извлекает из пробирки тампон (за наружную часть пробки) и очень осторожно, так, чтобы тампон ни к чему больше не прикоснулся, снимает часть налета или отделяемое язвы.
Если нужно взять материал на посев у ребенка, то помощник (или мать) усаживает его к себе на колени, зажимает его ноги между своими ногами, правой рукой держит обе руки, а левой — головку, положив ладонь на лоб ребенка. Для взятия мазка со слизистой оболочки носа берут такой же стерильный тампон правой рукой, а I пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, стараясь не прикоснуться к наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход и берут материал для посева.
Взяв мазок, следует немедленно отправить его в лабораторию (во избежание высыхания), приложив направление с указанием фамилии, инициалов, возраста больного, номера палаты или адреса, названия риала, цели исследования и даты.
«Общий уход за больными», Е.Я.Гагунова
Смотрите также на тему:- Нарушения функций кишечника и уход за больными с такими нарушениями
- Госпитализация больных с заразными кишечными заболеваниями
- Запор
- Метеоризм
- Общие свойства испражнений
- Расстройства пищеварения в полости рта и нарушения функции пищевода
- Собирание кала
- Нарушения функций желудка
- Клизмы
- Рвота
- Прибор для очистительной клизмы
- Уход за больными с нарушениями функций желудка
- Послабляющие клизмы
- Промывание желудка
- Сифонная клизма
- Получение желудочного содержимого толстым и тонким зондом
- Лекарственные клизмы