Создание дерматоскопа


02.05.2015

В 1953 г. Stühmer, стремясь найти методы, позволяющие обнаружить незначительные изменения живой ткани, положил начало созданию дерматоскопа, который, в сущности, является модификацией кольпоскопа и применим в диагностике опухолей кожи и слизистой.

Дерматоскопия и домикроскопическая дерматография, предложенные в диагностике злокачественной меланомы, были приняты как ценные вспомогательные способы для дифференциальной диагностики. Некоторые признаки, обнаруживаемые посредством дерматоскопа, как, например, неправильное распределение пигмента («многоцветная картина» по Venkei), неправильная форма и неровная поверхность опухоли, которые свидетельствуют о «начале инвазии», были приняты как существенное доказательство наличия злокачественности (Bakos, 1966).

Потребность в методе in vivo, на который можно было бы рассчитывать в точном отдифференцировании доброкачественных пигментных образований от злокачественных, наложила создание так наз. фосфорного теста. В основе теста лежит принцип, согласно которому ткань с усиленным метаболизмом поглощает больше фосфора (в данном случае радиоактнвного32Р).

Эта проба, предложенная Bauer и Steffen для дифференциальной диагностики пигментных образований кожи, была быстро воспринята многими лабораториями мира. Проба состоит в отсчете при помощи счетчика Гейгера — Мюллера радиоактивных импульсов в области образования и противоположной, симметричной области тела после внутривенного введения 100 микрокюри или per os 300 микрокюри радиоактивного фосфора (стерильного, меченного кислого фосфата натрия). Принимается, что если соотношение числа импульсов превышает индекс 1,40, в пигментном образовании существует бластоматозный процесс.

В ИОМА мы вместе с Вл. Андреевым и П. Пенчевым ввели этот тест еще в 1959 г. и первые результаты доложили на IX Международном конгрессе рентгенологов и радиологов. У теста есть и противники (Kimming и Wiskemann, 1959; Brauer и сотр. 1960; Hliniak и сотр. 1964), которые считают, что он не является специфическим для злокачественной меланомы. Эти авторы наблюдали высокие цифры при пигментной папилломе, гемангиоме, пигментном базальноклеточном раке, нейрофиброме, воспалительной кисте и иных грануляционных процессах кожи. Santler и сотр. (1961) считают, что это зависит от наличия гистиоцитов в грануляционной ткани, которые также обладают ускоренным обменом фосфора. Другие авторы, как Deering и Wenker, подчеркивают, что вследствие малого пробега бета-лучей (радиоактивный фосфор является чистым бета-источником) на данные теста можно расчитывать лишь при поверхностно расположенных опухолях кожи.

В тех онкологических центрах, где этот тест широко применяется в практике (Москва, София, Будапешт, Лондон, Манчестер, Нью-Йорк и др.), существует определенный клинический подбор больных для этого исследования.

Дифференциальная диагностика в подобных случаях сталкивается с небольшими затруднениями при наличии некоторых сосудистых или воспалительных опухолей кожи. Morley и Parker (1967) даже улучшили технические данные проведения теста, введя детекторы, повышающие бета-чувствительность счетчика. Этот тест применяем в ИОМА уже более 12 лет. Он полностью удовлетворяет диагностическим требованиям при злокачественных пигментных опухолях и до сих пор мы использовали его приблизительно у 450 больных злокачественной меланомой.


«Пигментные опухоли», Р. Иконописов, Р. Раичев

Смотрите также на тему: