Главная / Руководство по гнойной хирургии / Основные принципы антибактериальной терапии гнойно-воспалительных заболеваний / Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта при лечении антибиотиками

Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта при лечении антибиотиками



При лечении тетрациклином могут наблюдаться боли в животе, поносы, метеоризм почти у половины лечившихся больных. Осложнения при применении тетрациклина, по данным разных авторов, колеблются от 2,7 до 72,3%.

В клинической практике при лечении препаратами теграциклинового ряда, линкомицином могут развиваться рвота, понос, тошнота. Очень редко встречаются эрозивный гастрит, желудочные кровотечения, наблюдаемые при гастроскопии у больных, получавших хлортетрациклин.

По наблюдениям нашей клиники, диспепсические расстройства при парентеральном применении тетрациклинов в виде рвоты, поносов встречаются в 2,4% случаев. Несколько чаще встречается глоссит (5,2%), при этом язык становится ярко-красным, отечным, со сглаженными сосочками.

Больные отмечают сухость во рту, жжение языка. В 2/3 наблюдений диспепсические расстройства при лечении наших больных тетрациклинами сочетались с высыпаниями на коже различного характера, что позволяет отнести изменения со стороны желудочно-кишечного тракта у этой группы больных за счет аллергических реакций.

Токсических действий на желудочно-кишечный тракт не лишены полусинтетические тетрациклины (метациклин, рондомицин).

Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта при лечении антибиотиками могут быть проявлением лекарственной аллергии, прямого токсического действия антибиотиков и дисбактериоза, при парентеральном применении окситетрациклина, гликоциклина, морфоциклина.

Токсические проявления со стороны желудочно-кишечного тракта встречаются редко и в те сроки, когда дисбактериоз еще не успевал развиться:
лечение не превышало 2 нед, чаще всего применение антибиотиков ограничивалось 7 — 8 днями. Нефротоксическое действие антибиотиков в отличие от поражения почек аллергической природы определяется непосредственным токсическим действием некоторых антибиотиков на паренхиму почек.

«Руководство по гнойной хирургии»,
В.И.Стручков, В.К.Гостищев,

Смотрите также на тему: