Опухолевый антиген


08.06.2015

Morton и сотр. (1968) считают, что в большинстве случаев злокачественной меланомы имеется общий опухолевый антиген, вследствие чего возникают наблюдаемые реакции перекрестного иммунитета. Интерес возбуждают полученные результаты о том, что у 20% здоровых людей также в сыворотке содержатся антитела против этого общего антигена. Авторы считают, что этот антиген, по всей вероятности, является характерным также для доброкачественных пигментных невусов и пятен, так часто встречающихся у каждого здорового человека.

Можно было бы поставить вопрос о том, насколько в данном случае имеем дело с изоантигенными реакциями, которые свойственны трансплантациям при гомологических условиях, при генетически разнородной популяции людей.

С другой стороны, перекрестные реакции наводят на мысль о вирусном происхождении меланомы, предположение, в пользу которого не существует никаких доказательств. Скорее можно было бы согласиться, что вирусные инфекции, не имеющие прямого отношения к этиологии меланомы, могут обусловить параллельные опухоли антигенные особенности у данного лица. Исследования Morton и его сотрудников, в сущности, возбуждают большее число вопросов, чем разрешают.

В 1967 году Lewis, работая среди африканских племен в Уганде, сделал наблюдения и провел серологические эксперименты на кратковременных тканевых культурах. Больных злокачественной меланомой Lewis разделил на две клинические группы: в одной группе были больные с большими, массивными, локально разросшимися опухолями, без регионарных метастазов и с продолжительным течением заболевания; во второй группе больные были с более или менее значительной по объему первичной опухолью, но быстрой эволюции, с появлением регионарных и отдаленных метастазов.

Сыворотки больных обеих групп Lewis наносил в. виде капель на клеточные суспензии их собственных меланом. У первой группы больных можно было наблюдать цитотоксический эффект с уничтожением клеток в суспензии, в то время как сыворотки больных второй группы не оказывали подобного действия.

Эти результаты дали основание Lewis сначала считать, что существуют «добрые» и «плохие» меланомы, а впоследствии объяснить эти результаты наличием или отсутствием иммунной сопротивляемости организма против собственной меланомы как выражения цито-токсического гуморального иммунитета. Позднее эти опыты были продолжены на меланомах у европейцев, посылаемых в одну центральную лабораторию. Результаты были сопоставлены с одновременно проведенными наблюдениями на тех же сыворотках и меланомных суспензиях (кратковременных тканевых культурах по Pulvertaft), посредством метода связывания комплемента, ингибирования синтеза РНК в меланомных клетках при измерениях меченным уридином после инкубации с аутологическими, гомологическими и нормальными контрольными сыворотками (Р. Л.Иконописов, 1972).

При этом последнем тесте цитотоксический эффект аутологических сывороток обратно пропорционален количеству радиоактивного уридина, поглощенного остальными жизнеспособными и неповрежденными от действия сывороток меланомными клетками.

При этом виде исследований был применен иммунофлюоресцентный метод сандвича по Nairn (1969). Имеет значение тот факт, что эти три метода, применяемые для установления специфических опухолевых антител в сыворотке больных злокачественной меланомой, в большинстве случаев дают аналогичные результаты. Это дало основание считать, что злокачественные пигментные опухоли имеют не менее двух антигенов; один индивидуальный, специфический опухолевый антиген, расположенный на оболочке меланомных клеток, который вызывает образование цитотоксических противомеланомных антител, а второй — расположенный в цитоплазме меланомных клеток, который осуществляет реакции перекрестного иммунитета с антителами сыворотки при гомологических условиях.


«Пигментные опухоли», Р. Иконописов, Р. Раичев

Смотрите также на тему: